Вторник
02.09.2025
10:46
Форма входа
***
Что вы делаете, чтобы сохранить природу
Всего ответов: 338
Календарь
Полезные ссылки
Федеральный портал "Российское образование" Единое окно доступа к образовательным ресурсам Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов Министерство образования и науки Российской Федерации Вне урока Образовательный портал: сайт для детей, родителей, воспитателей и учителей. Портал готовых презентаций PowerPoint Prezentacii.com
Словари русского языка
www.gramota.ru
Журнал «Здоровье Школьника» Детский портал «СОЛНЫШКО» Осталось...
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Категории раздела
сайт учителя начальных классов Лаптевой Ирины Ивановны
Главная » Статьи » Моим коллегам

Русский язык
Лаптева И.И.
РУССКИЙ ЯЗЫК
3 класс
ТЕМА: «Понятие о склонении имен существительных.
Изменение имен существительных по падежам»

ОБЩЕДИДАКТИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ: создание содержательных и организационных условий для самостоятельного применения детьми комплекса знаний и способов деятельности
ТИП УРОКА: сообщение новых знаний
ТЕХНОЛОГИЯ: развивающее обучение
ТРИЕДИНАЯ ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ: образовательный аспект: ­ познакомить учащихся с понятием «склонение» ­ познакомить учащихся с названиями падежей и падежными вопросами развивающий аспект: ­ развивать интеллектуальные способности учащихся: речь, внимание, память, мышление, наблюдательность, способствовать развитию логики, умению анализировать воспитательный аспект ­ воспитывать интерес к урокам русского языка
ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: учащиеся, опираясь на имеющиеся знания, должны самостоятельно определить падежи имен существительных
СТРУКТУРА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ:
I. Оргмомент
II. Мотивация, актуализация, целеполагание
III. Изучение нового материала
IV. Первичное закрепление
V. Самостоятельная работа
VI. Проверка
VII. Информация о домашнем задании
VIII. Итог
IX. Рефлексия
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ: ­ фронтальная ­ индивидуальная
ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: ­ частично – поисковый
КОНТРОЛЬ: ­ самоконтроль ­ контроль учителя
ОБОРУДОВАНИЕ: ноутбук, проектор
ХОД УРОКА
I. Оргмомент
II. Учитель: Прочитайте запись. Сформулируйте задание. (СЛАЙД 1)
Дети: Имена существительные нужно переставить в соответствии с вопросами Проверка (СЛАЙД 2) Учитель: Что меняется в имени существительном друг?
Ученики: Окончание
Учитель: А почему оно менялось?
Ученики: Задавались разные вопросы.
Учитель: Исходя из этого задания, сформулируйте тему урока.
Ученики: Изменение имён существительных по вопросам.
Учитель: Правильно. В русском языке изменение имён существительных по вопросам называется склонением или изменением по падежам. Какую же цель поставим на уроке? на доске:
ТЕМА: Изменение имен существительных по падежам
ЦЕЛЬ: Научиться … И.С. … … .
Ученики: Научиться изменять имена существительные по падежам.
Учитель: Но прежде, чем перейдем к работе по теме урока, выполним минутку чистописания. А поможет нам в этом упражнение 93 нашего учебника. Прочитайте. На минутке чистописания запишем красиво то предложение, в котором имя существительное друг отвечает на вопрос кому? Я часто звоню своему другу.
Словарная работа (СЛАЙД 3)
Учитель: Соедините фрагмент из второго столбика с одним из фрагментов первого столбика и прочитайте новое словарное слово.
Ученики: Это слово – товарищ
Учитель: Сравните по смыслу слова друг и товарищ
Ученики: Эти слова близкие по смыслу.
Учитель: Как в русском языке называют слова, близкие по смыслу?
Ученики: Синонимы
Учитель: Объясните смысл слов товарищ и друг Прочитайте предложения. Определите их жанр. (СЛАЙД 4)
Ученики: Это пословицы.
Учитель: Объясните смысл пословиц.
III. Переходим к работе по теме урока. В русском языке шесть падежей. Каждый падеж имеет своё название и вопросы. Послушайте сказку «Откуда пошли названия падежей» (СЛАЙД 5) ­ Он ещё не родился, а уже думали, какое имя ему дать, и решили назвать – именительный. ­ Родился – стал родительный. Это имя ему ещё больше понравилось. ­ Но он был малышом, ему всё давали, и он стал дательным. ­ Он был ещё и большим озорником, за разные проделки его винили, и он стал винительным. ­ Потом подрос, стал творить добрые дела и называться стал творительным. ­ Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали предложным.
IV. Запишем по порядку названия падежей в столбик и просклоняем слово друг, будем выделять окончание. на доске:
И.п. кто? друг
Р. п. кого? друга …
Учитель: Что мы делали со словом друг?
Ученики: Изменяли по падежам или склоняли.
Учитель: К слову друг подберите однокоренное имя существительное, которое отвечает на вопрос что?
Ученики: Это слово дружба.
Учитель: Просклоняем его рядом с первым словом. Одинаковые ли вопросы мы ставили к словам друг и дружба? Давайте сделаем вывод и поможет нам в этом упражнение 94. ( Детям необходимо продолжить фразы из учебника: одушевленные имена существительные отвечают на вопросы кто?, кого? и т.д., а неодушевленные – что?, чего?...)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Если я называю одушевленное имя существительное – вы приседаете, неодушевленное – хлопаете.
Учитель: Продолжим работу по теме урока. Скажите, кто может быть другом человека?
Ученики: Собака (СЛАЙД 6)
V. Учитель: Прочитайте предложения. Напишите их в порядке следования падежей, ориентируясь на слово собака.
VI. Проверка выполнения задания. (Один ученик читает получившийся текст)
Учитель: Назовите глагол в котором звуков больше, чем букв.
Ученики: Мечтают, так как буква ю в позиции после гласной обозначает два звука.
Учитель: Назовите глагол с приставкой
Ученики: Доверишь.
Учитель: Сравним эти глаголы. (СЛАЙД 7)
(Дети выполняют задание на карточках: надо поставить знаки <, >, =)
мечтают доверишь
мечтают доверишь
мечтают доверишь
мечтают доверишь
Сравни: ­ Количество согласных букв ­
Количество звуков ­
Количество мягких согласных звуков ­
Количество слогов
После выполнения задания, карточка имеет такой вид:
мечтают = доверишь
мечтают > доверишь
мечтают > доверишь
мечтают = доверишь
Проверка осуществляется с помощью слайда. Работы, выполненные без ошибок и исправлений, после урока сдаются учителю.
VII. Учитель: Дома вы потренируетесь в определении падежей, выполняя упражнение 96
VIII Учитель: Какую цель мы ставили в начале урока? Достигли ли мы её?
IX. Мы сегодня на уроке говорили о друзьях. У каждого из вас есть друг, а друзьям принято дарить подарки. Вот коробка с подарком, перевязанная красивой ленточкой, но сама коробка пока не очень красивая. Сейчас вы её «раскрасите» своими цветными полосками.
Кому на уроке было комфортно, кто сам справлялся со всеми заданиями, прикрепите на коробку розовую полоску. Кому при выполнении некоторых заданий требовалась помощь – желтую.
Спасибо за урок.
Категория: Моим коллегам | Добавил: admin (21.12.2010)
Просмотров: 1367 | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]